Самообразование педагогов – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Педагог должен заниматься самообразованием, чтобы постоянно пополнять свои знания по современной педагогике и психологии; работать над расширением общеобразовательного кругозора; регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы; своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией.
Цели организации работы по самообразованию в детском саду: стимулирование у педагогов развития творческих и деятельностных способностей; развития у педагогов «продуктивности мышления» — предложение своих идей по воспитательно-образовательному процессу (предлагать и разрабатывать собственные идеи); развитие способностей прогнозирования, оценки результативности своей деятельности; решение творческих проблемных задач, ориентированных на альтернативное мышление; стимулирование педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности; повышение способности к обучаемости – систематическое обучение на курсах, семинарах; развитие профессионализма – стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
При организации семинара-практикума по самообразованию учитывался профессиональный уровень педагогов, использовались различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе по самообразованию.
Педагоги работали над следующими темами: «Активизация словаря детей с помощью родственных слов»; «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику»; «Развитие выразительной, связной речи детей путем реализации театрализованной деятельности»; «Театр – как средство формирования связной речи у дошкольников»; «Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей»; «Проектный метод в нравственном воспитании дошкольников»; «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников»; «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»; «Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду»; «Ребенок – полиглот. Особенности развития детей, изучающих два и более языка».
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Практические выходы, которые использовали педагоги на этапе завершения годового самообразования: выступление на семинаре-практикуме, мастер-класс для педагогов, консультация для педагогов, показ видеоролика итогового мероприятия, изготовление картотеки игр, проектная деятельность, публикация.