Скоро в школу!

Советы родителям будущих первоклассников

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания и сделались хорошими– это в нашей власти» 

                                                                                    Плутарх

У вас Событие – в скором будущем Ваш ребенок впервые переступит порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок. Это естественно, поскольку каждый маленький человек — неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий ми и, конечно, хорошо учился. С первого школьного дня главным занятием в жизни ребенка на долгие годы становится учеба. Требования на данный момент к младшим школьникам довольно велики, и с каждым днем планку поднимают все выше и выше. Наряду с повысившимися требованиями к выдержке и дисциплине ребенка важно также развитие уже имеющихся знаний, прилежания и желания учиться. Правила, существующие в современных школах таковы, что их может выполнить любой нормальный ребенок. Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому. Аргументы родителей, освобождающих его от выполнения домашних дел, потому что малыш перегружен в школе, несостоятельны. При всей необходимости привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от обязанностей по дому. Отказ от поручения ребенку выполнения этих обязанностей может не только усилить уже существующие у него проблемы привыкания к школе, но и создать новые! Если, например, ребенок дома не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему будет гораздо труднее привыкать к этому в школе. Большое значение для сохранения той радости, которая бывает у детей, когда они только начинают свою учебу, имеет атмосфера, царящая в семье. Хорошие отношения между всеми членами семьи положительно влияют на сохранение желания учиться у детей. Наряду со всеми другими стимулами для них очень важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что он правильно выполнил то или иное задание. Почаще говорите своему ребенку, что вы его любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться хороших результатов в учебе.

Для ребенка школа – это непрерывная череда перемен. Из детского сада они переходят в начальную школу, затем – в среднюю и старшую. Каждый год ребенку приходится после вольной летней жизни заново привыкать к школьной дисциплине. Каждый день он переходит из кабинета в кабинет и от предмета к предмету. Подобные перемены приводят у некоторых детей к проблемам с поведением или мешают нормально учиться.

Вот как можно помочь ребенку приспособиться к этим изменениям:

1. Говорите о школе только хорошее. Обсуждайте с ребенком все то приятное и интересное, что происходит в школе. Рассказывайте ему о том, как интересно было учиться вам самим.

2. Начните говорить о школе как можно раньше. Установите ожидание, согласно которому ваш ребенок получит хорошее образование. Говорите о перспективе пойти в школу (или вернуться к занятиям после каникул) как о чем-то увлекательном и приятном.

3. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок обязательно подвергнется какому-либо стрессу, связанному со школой, контрольными, друзьями или учителями. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок расскажет вам о своем разочаровании. Если стресс, связанный со школой, очень силен или принимает хронический характер, обязательно обратитесь за помощью к профессионалам.

4. Прислушивайтесь к тому, что ребенок рассказывает о школе. Иногда ребенку просто нужно поговорить о том, что происходит в его жизни. Будьте внимательны к ребенку, проявите сочувствие, окажите поддержку. Постарайтесь не сердиться и не осуждать ребенка, что бы он не рассказывал.

5. Посещайте школу, где учится ваш ребенок. Разузнайте все о распорядке школьного дня, о директоре и завуче и, естественно. Об учителях, которые учат вашего ребенка. Обязательно поддерживайте переписку с учителями, посещайте родительские собрания.

6. Хвалите ребенка за его достижения, а особенно – за попытки вести себя лучше и принимать верные решения. Отличный момент для того, чтоб отметить эти успехи, — семейный совет.

7. Безусловно, принимать ребенка.

8. Активно слушать его переживания и потребности.

9. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

10. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

11. Помогать, когда просит.

12. Поддерживать успехи.

13. Делиться своими чувствами (значит доверять).

14. Конструктивно разрешать конфликты.

15. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты Я по тебе соскучилась. Ты, конечно, справишься. Ты мой хороший.

16. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

17. Уделять больше времени тому, чтобы хвалить и поощрять детей за хорошее и не сосредотачиваться исключительно на плохом.

Рекомендации

Особое значение на начальном этапе обучения для учеников имеет оценка родителями успехов и неудач в процессе учебы. Психология восприятия ребенком оценки (не отметки как таковой) его деятельности, в конечном счете, является оценкой его личности в целом. Первоклассник очень остро воспринимает малейшую несправедливость родителя, так как находится в большой эмоциональной зависимости т него. Не спешите высказывать негативную информацию, не говорите при других детях о неудачах вашего ребенка, а индивидуально поработайте с малышом, понаблюдайте за ним. Будьте внимательны к своим детям, отмечайте изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие требуют пристального внимания родителей. Это чаще всего вторичные признаки нарушения состояния здоровья. Обратите внимание на изменение работоспособности ребенка. Быстро нарастающее утомление, невозможность продолжительной работы без отвлечений и ошибок, жалобы на головную боль, усталость требуют немедленной разгрузки ребенка и введение щадящего режима. Дайте возможность ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет и считает, но может быть, поет, рисует, танцует, знает и любит животных. Помните, что учебные успехи – это еще не все. Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов необходимо разорвать. Будьте объективны не только в оценке ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам. Они – плохие советчики, решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным. Умейте дифференцировать проявления различных трудностей при обучении (чтению, письму, счету, решению задач, при плохой зрительно-двигательной координации, замедленной реакции или, наоборот, гипперактивности, затруднении запоминании слов). Природа этих нарушений до конца не выявлена. Вызывайте у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха и отчужденности. Знание и понимание ребенка дают в руки родителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей.

Как облегчить ребенку школьную жизнь?

Одна из главных задач воспитания — подготовить детей к тому, что ждет их за пределами уютного мира семьи и дома. К сожалению, дети очень часто терпят неудачу, поскольку их не научили, как вести себя в напряженной или потенциально опасной ситуации «на улице». Но ведь вы, родители, не можете быть рядом всегда, когда ребенку нужно принять решение, преодолеть трудности или прибегнуть к определенному навыку. Среди множества ситуаций, в которых дети должны уметь действовать самостоятельно, чтобы добиться успеха и избежать неприятностей, мы рассмотрим школьную жизнь. Вы обязательно должны знать, что происходит в жизни вашего ребенка, помогать ему советом и сочувствием, охотно помогать решать проблемы, с которыми ребенок сталкивается. Но даже этого недостаточно. Вы должны проявить понимание, а не осуждение и безразличие. Ребенок должен знать, что родители – на его стороне и то им очень хочется подготовить его к тому, чтобы делать правильный выбор, и помогать ему в этом. То, как идут у ребенка дела в школе, как он справляется с влиянием сверстников и преодолевает другие жизненные трудности, во многом зависит от того, насколько вы способны применять воспитательные навыки.

10 воспитательных действий для родителей:

•ГОВОРИТЕ ребенку, чего вы ожидаете от него в конкретных ситуациях, и какую поддержку вы ему можете оказать.

• РАЗГОВАРИВАЙТЕ с ребенком – именно в режиме диалога! – о том, что с ним произошло или может произойти, избегая осуждения и лишних эмоций.

• ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ к мыслям и соображениям ребенка безотносительно, кажутся ли они вам верными или нет. Выслушивание не предполагает согласия, но показывает, что вы интересуетесь жизнью ребенка и хотите знать, что ваш сын или дочь думают и чувствуют.

• ПОКАЗЫВАЙТЕ ПРИМЕР правильного поведения, которого вы ждете от своего ребенка. Бессмысленно говорить ребенку: «Делай, как я говорю, а не как я поступаю». Родители должны показывать ребенку, как соответствовать ожиданиям в повседневной жизни.

• ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ к профессионалам, как только она вам понадобится. Зачастую родители боятся или стыдятся попросить о помощи или они сильно шокированы поведением ребенка, что им не приходит в голову обратиться за помощью к специалисту. Никто не ждет, что у родителей будут готовы ответы на все вопросы, однако родители должны помогать ребенку их искать.

• СТИМУЛИРУЙТЕ ребенка закладывать прочный фундамент для взрослой жизни, прививайте ему навыки, формирующие характер.

• БУДЬТЕ РЯДОМ, предлагайте помощь, советы, поддержку и одобрение. Родители, которые хорошо знают своих детей и всегда открыты для общения, лучше справляются и с будничными, и с экстраординарными ситуациями.

• ПОЗВОЛЯЙТЕ РЕБЕНКУ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки. Не оправдывайте ребенка и не пытайтесь исправить то, что он сделал плохо, — но будьте рядом, чтобы направить ребенка в нужную сторону, не освобождая его от ответственности.

• НАПОМИНАЙТЕ ребенку. Что нужно сначала думать, а уж потом делать. Время от времени «повторяйте пройденное» прежде, чем ребенку придется столкнуться с той или иной проблемой. Не опекайте ребенка. Но по возможности дайте ему понять, что вы знаете о его неприятностях и готовы помочь.

• ПРОСЛЕЖИВАЙТЕ и успехи, и заботы ребенка до конца. Родители должны участвовать в повседневной жизни ребенка, чтобы знать, когда нужно прийти ем на помощь. По возможности снабжайте ребенка четкими указаниями – и устными, и письменными – по поводу правил, которые вы устанавливаете, последствий, которые ждут ребенка за их нарушение, и наград за их соблюдение.

Как помочь ребенку достичь успеха в школе.

Для некоторых детей школьные неприятности напрямую связаны с неуспеваемостью. Как правило, таким детям трудно читать и понимать прочитанное, запоминать сведения, необходимые для контрольных работ, писать сочинения. Иногда в таких случаях требуется вмешательство специалистов и оценка того, способен ли ребенок следовать школьной программе. Родителям таких детей обязательно нужно поделиться своими заботами со школьным психологом завучем классным руководителем. Эта «команда» выработает план помощи ребенку в тех областях, где он испытывают трудности. Однако часто проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, практически не имеют отношения к их успеваемости — они связаны с поведением ребенка и с неспособностью применять некоторые социальные навыки. Например, многие дети, которые в смысле успеваемости проигрывают на фоне одноклассников, просто не усвоили навык «кК следовать указаниям». Проще говоря, они не могут или не хотят выполнять домашние задания. Готовиться к контрольным, не прогуливать уроки – словом, не хотят делать все необходимое для хорошей успеваемости. Вероятно, эти дети не умеют просить о помощи или воспринимать критику со стороны учителя и отвлекаются на уроках, не слушаю то, что поможет им хорошо учиться. В общем, и целом большинство самых блестящих учеников – это те, кто умеет следовать указаниям и хорошо ведет себя на уроках. Этому они научились от родителей, учителей и других взрослых, которые рассказали им, какого поведения от них ожидают в школе, и помогли усвоить основные социальные навыки, необходимые для нормальной учебы. Дети, умеющие применять правильные социальные навыки, с гораздо большей вероятностью будут хорошо учиться. Еще одна причина школьной неуспеваемости – это недостаточное участие родителей в жизни ребенка. Если родители не играют активной роли в образовании ребенка, они тем самым учат его, что школа – это неважно. Если родители не считают школу главным условием роста и развития ребенка, разве можно ожидать, что ребенок будет относиться к ней серьезно?

Что могут сделать родители?

Чтобы улучшить успеваемость и поведение ребенка в школе, а также преодолеть школьные трудности по мере их возникновения, родители могут принимать дома и совместно с учителями определенные меры. Очень важно, чтобы вы были подключены к школьной жизни ребенка. Исследования доказывают, что успеваемость ребенка теснейшим образом связана с участием родителей в процессе обучения. Для начала неплохо каждый день спрашивать ребенка, как у него дела в школе, но останавливаться на это не следует. Обязательно посещайте школу, где учится ваш ребенок. Ни в коем случае не пропускайте родительские собрания. Вызывайтесь помогать учителю во всех случаях, когда это нужно, — во время экскурсий в зоопарк или музей, при организации школьных дискотек, при проведении олимпиад и т.д. Наберитесь мужества и войдите в родительский комитет. Обязательно беседуйте с завучем и учителями вашего ребенка – пусть они знают, кто вы, и обращаются к вам, как только возникнут сложности. Если вы будете участвовать в школьной жизни ребенка, никто не будет считать, что вы лезете не в свое дело. Ничего подобного: вы станете опорой для ребенка, для учителя и школы.

ДОМАШНИМ ЗАДАНИЯМ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ. Исследования показывают, а здравый смысл подтверждает, что чем больше ребенок занимается дома, тем лучше он учится в классе. Вот несколько советов, которые помогут детям делать уроки правильно и регулярно.

• ВЫДЕЛИТЕ РЕБЕНКУ МЕСТО, ГДЕ ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ. Проследите, чтобы у ребенка были чистый рабочий стол (либо кухонный, либо письменный в его комнате) и все необходимое для занятий (тетради, ручки, словари и т.д.);

• ВО ВРЕМЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УРОКОВ ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ В ДОМЕ БЫЛО ТИХО. При необходимости выключайте телевизор и радио в соседних комнатах и постарайтесь минимизировать прочие отвлекающие факторы – например, сами подходите к телефону и. если звонят ребенку, говорите, что он не может подойти. Если у вас есть другие дети, особенно младшие, займите их чем-нибудь – прочитайте им сказку или выведите погулять.

• КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В БУДНИ ОТВОДИТЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИЯ. Для младших школьников достаточно 30-40 минут, ученикам средней школы необходимо 45-1час.15 мин., старшеклассникам – 1,30 час.-2 или даже больше часов. Если ребенку не хватает этого времени, чтобы все доделать, увеличивайте время занятий.

• СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НАЧИНАЛ ДЕЛАТЬ УРОКИ ВО ВРЕМЯ, однако проявляйте гибкость. Если происходит что-то такое, что мешает ребенку делать уроки в положенное время, отступайте от режима дня. Главное – чтобы ребенок понимал: домашнее задание – сфера его ответственности, и они должны быть сделаны.

• ЕСЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ТРУДНО УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ ДОСТАТОЧНО ДОЛГО, РАЗДЕЛИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА НЕБОЛЬШИЕ ПРОМЕЖУТКИ. Например, некоторым детям, особенно маленьким, проще всего заниматься в течение 15 минут, потом делать небольшой перерыв и заниматься еще 15 мин. Если ребенок знает, что ему положен перерыв, он будет более сосредоточен на учебе во время занятий.

• ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО ВПИСЫВАТЬСЯ В РАСПОРЯДОК ДНЯ СЕМЬИ. Некоторым детям лучше всего садиться за уроки сразу после школы, но если у ребенка есть внешкольные занятия и оба родителя работают, а хотели бы ему помогать, лучше уделить урокам вечерние часы, но не поздние. Если вы выберите для занятий такое время, когда у ребенка будет немного помех, ему будет легче сосредоточиться, то вероятность того, что все задания будут выполнены, возрастет.

• ВЫБИРАЯ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О «БАБУШКИНОМ ЗАКОНЕ» («ЕСЛИ ТЫ СДЕЛАЕШЬ ВСЕ УРОКИ, ТО ПОТОМ СМОЖЕШЬ ПОИГРАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ»). Дети лучше делают уроки, если вы назначите время занятий перед тем, как они смогут посмотреть телевизор, поговорить по телефону, поиграть на компьютере или сходить в гости к друзьям.

• БУДЬТЕ РЯДОМ И НЕ УПУСКАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА за то, что он старается и не отвлекается. Это покажет ребенку, что вас всерьез интересует его учеба, и что вы отмечаете его усилия.

• ПОДАЙТЕ РЕБЕНКУ ПРИМЕР. Пока ребенок делает уроки, почитайте книгу, напишите письмо, составьте список покупок, поработайте на компьютере, подсчитайте расходы. Выключите радио и телевизор!

• ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО — ПОМОГИТЕ ЕМУ. Если вы не можете ответить на какой-то вопрос, предложите ребенку позвонить одноклассникам, а потом попросите рассказать вам, что он узнал: тогда вы оба все поймете.

• НЕ ПРОПУСКАЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ. Если ребенку ничего не задали, пусть в отведенное время для уроков он читает книги и журналы или делает дополнительные задания (рефераты). Ваша цель – сделать обучение непрерывным процессом. Если привычка читать у ребенка начала формироваться с чтения спортивного журнала – дайте ему спортивный журнал. Со временем ребенку обязательно захочется заглянуть и в другие издания.

А вот некоторые другие занятия, которые вы сможете предложить ребенку, если он говорит, что ему ничего не задали:

1. почитать вслух младшему брату или сестре

2. почитать статью, посвященную событиям в мире, проблемам питания, молодежной культуре или другой интересной теме

3. написать письма родственникам или друзьям

4. написать список дел на неделю

5. сделать что-то познавательное вместе с мамой и папой

6. помочь в учебе младшему брату или сестре

7. приготовить сюрприз к ближайшему празднику.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
будущих первоклассников
  • Готовность ребенка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития. Перед выбором школы получите консультацию о состоянии его здоровья у врачей — невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, спросите совета у психолога. Прислушайтесь к их рекомендациям.
  • Уделите внимание рациональной организации режима дня ребенка, избегайте чрезмерных перегрузок. Соблюдение режима дня — рациональное питание, сон, разумное чередование отдыха и занятий, прогулки на свежем воздухе, не только оказывает положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья ребенка, но и способствует формированию таких качеств личности как собранность, организованность, дисциплинированность, активность.
  • Формируйте у детей познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни. Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый портфель. В период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, ведь учеба — это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть готов к этому.
  • Верьте в возможности Вашего ребенка — это поможет ему ощутить психологический комфорт, защищенность, уверенность в своих силах. Если ребенок уверен в себе, учите его критически оценивать свои поступки и дела, адекватно относится к замечаниям. Застенчивый ребенок, напротив, нуждается в одобрении и поддержке. Найдите хорошее в малом — похвалите его.
  • Разнообразьте практику общения с окружающими, учите ребенка сотрудничеству с детьми и взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам.
  • Исключите из своих бесед негативные, тревожные, сомнительные высказывания о школьных годах. Старайтесь формировать у ребенка позитивное отношение к школе, к учителям и школьным занятиям.
  • Посетите с ребенком ближайшую к дому школу или школу, в которую Вы собираетесь отдать ребенка. Например, в день открытых дверей. Погуляйте по территории, послушайте школьный звонок, рассмотрите стенды, обратите внимание на то, как одеты школьники. Таким образом, Вы сможете снизить тревожность у будущего первоклассника.
 

Речевая готовность детей к школе.

Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь — это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки. Наша речь — процесс обобщения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

• правильность произношения звуков;

• умение различать звуки речи на слух;

• владение элементарными навыками звукового анализа слов;

• владение элементарными навыками звукового анализа слов;

• словарный запас;

• связную речь.

 

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать СО ЗВУКОМ не менее важно, чем знать азбуку.

  • Будущий первоклассник должен ясно слышать, есть ли тот или иной звук в слове.

  • Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова;

  • какой звук идет раньше;

  • называть первый и последний звуки в слове.

 

Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

 

Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи…).

 

Для развития СЛОВАРНОГО ЗАПАСА применяются следующие приёмы:

 

  • название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта…;

  • нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце — посуда), можно показать картинки, ребёнок перечисляет предметы и называет общее слово;

  • кислый, жёлтый (лимон);

  • подбор признаков и название по признакам предмета,

  • подбор действий к предмету :

         (птица …, уж …, собака ….);

  • кто чем занимается:

         повар …, уче ник …;

  • подбор предметов к действию:

              лает …, мяукает …;

  • подбор слов, близких по значению: храбрый — смелый, хороший — приятный;

  • подбор слов противоположного  значения:

белый — чёрный, хороший — плохой;

  • можно проверить понимание ребёнка переносных значений.

 Для этого объясняются значения выражений: золотое сердце, злой язык,  короткая память…

 

Родителям полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребёнок обычно овладевает к четырём годам (сад, саду, сады …), а системой словообразования — к семи годам. при словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы). Сроки условны.

 

Важно, чтобы ребёнок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для развития грамматической системы СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ можно предложить следующие задания:

 Назови один (глаза, уши, …);

 

 Назови много (нос, лоб, ухо, …);

 

 Закончи словосочетания:

три помидора, пять …,

одна конфета, шесть …  и т.д.

три медведя, пять …,

 

 

 Подбери подходящее по смыслу слово:

большой сад, а маленький …,

маленькая куколка, а большая …

 

 Закончи предложения:

Весной картошку сажают, а осенью …

Воду наливают, а соль …

 

 Назови детишек:

у медведицы — у слонихи —

у коровы — у кошки —  и т.д.

 

 Образуй прилагательные:

кораблик из бумаги

у лисы хвост лисий, а у зайца хвост …

 

Связная речь:

 

     Для овладения связной  речью следует научить ребёнка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребёнка желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

 

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребёнком рассказов по серии сюжетных картин.

 

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

 

Советы логопеда:

 

1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

 

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

 

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

 

4.Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

 

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. такие записи не только могут помочь в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.